Без имени 33

Рассылка новостей

Введите свой e-mail:

 

Последние новости

 
15 февраля, в день двунадесятого праздника Сретения Господня, в монастыре прошла Божественная Литургия с участием многих горожан. Перед началом Богослужения был совершен молебен и чинопоследование на освящение свечей. В этот день Православная Церковь вспоминает одно из главных Евангельских событий: встречу праведного Симеона с Богомладенцем Христом, Которого Пречистая Матерь принесла в...

 
19 января, в праздник Крещения Господня, в монастыре была совершена Божественная литургия и чин великого освящения воды. Наместник обители, архимандрит Иоанн, поздравил всех с праздником, который имеет еще одно название – «Богоявление». В своей проповеди он сказал:– Богоявление на Иордане – это величайшее для нас событие. В этот день Господь...

 
В ночь на 7 января, когда вся Православная Церковь отмечает Рождество Господа нашего Иисуса Христа, в храме монастыря собралось много прихожан и паломников, чтобы ощутить радость этого праздника и стать причастниками славы Божией.По традиции в центре храма была наряжена ёлка и установлен Рождественский вертеп – символ пещеры, в которой родился...

 
5 января в монастырь прибыла чудотворная икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Список этой иконы находится в Свято - Николаевском женском монастыре города Запорожья, и в связи с 25-летием основания епархии, чудотворная икона была отправлена в молитвенный ход по приходам Запорожской земли. Пред образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении...

 
 январь, 2018г. Читайте в номере: «Мир в ожидании Рождества» – Блаженнейший митрополит Онуфрий. «Праздник воды и света. Крещение Господне» – митрополит Иларион (Алфеев). «Что на роду написано» – о том, что такое «родовой грех» – рассказывает схиигумен Нектарий (Восков). «Гадания на Святки – древняя традиция или языческое мракобесие?» – размышляет...

 
18 декабря монастырь отмечал престольный праздник своего небесного покровителя – святого преподобного Саввы Освященного. В этот день состоялось общеепархиальное богослужение, которое возглавил настоятель обители, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», –...

 
17 декабря 2017 г. в конференц-зале монастыря состоялась встреча Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского с духовенством и прихожанами храмов Мелитопольского благочиния. На встрече обсуждалась тема о роли интернета и социальных сетей, как одной из форм современного миссионерства. «Социальные сети – это тот механизм, который позволяет нам говорить правду о...

 
Десять лет назад в монастыре было закончено строительство крестильного храма с купелью для полного погружения крещаемых. Новый храм был освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – чудесного призвания трехлетней Девы Марии на служение Богу. Теперь каждый год, 4 декабря, в обители отмечается престольный праздник крестильного храма. По традиции...

 
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов с целью повышенного внимания к людям с ограниченными физическими возможностями. 4 декабря в обществе слепых (УПП УТОС) состоялось торжественное собрание, посвященное Дню инвалида. Много лет сохраняются добрые отношения с этой организацией, которая находится рядом с монастырем. Несмотря на свою «незрячесть», эти люди каждый...

 
На дворе сейчас стоит теплая золотая осень. Это лучшее время, чтобы заложить сад. Не так давно перед новым храмом в честь Преображения Господня была проведена посадка фруктового сада. Кроме того, возле братских корпусов и на другой свободной территории сейчас высаживаются кусты черной смородины, зизифуса и терна. «Мы хотим как можно...

Благотворителям

 

Gostinnica

Банковские реквизиты мужского монастыря прп. Саввы Освященного

Святого Саввы Освященного чоловічий монастир
Запорізької епархії Української Православної Церкви

р/с 26000055747292
ПриватБанк
МФО 313399
ЕДРПОУ 24912603

 

Карта Приватбанку
№ 5168 7555 3034 5046
(Прокопенко Олександр Олександрович)

Новости

Подготовка к Великому посту

Икона "Страшный Суд"Икона "Страшный Суд"Подготовка к Великому посту: Поминальная суббота и неделя о Страшном Суде

Все ближе мы подходим к Святой Четыредесятнице. И Церковь все более раскрывает подлинный смысл и значение Великого поста для каждого человека, для его духовной жизни.

И вот уже в это воскресенье, в последнюю неделю перед постом, в неделю так называемую мясопустную, мы слушаем учение Церкви о Страшном Суде. Все напоминает нам о том, что земная жизнь быстро проходит и дальше нас ждет вечность. Наша же задача на земле во время этой жизни – как можно более подготовить свою душу к переходу в ту жизнь, жизнь вечную. Последние дни перед постом все службы Православной церкви направлены на то, чтоб пробудить в нас чувство покаяния и сокрушения о своих грехах, чувство скоротечности и тленности этой суетной жизни, обращая наш мысленный взор на «огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, «трепет неисповедимый и страх», «неумытное истязание» и «ад душетленный». И от лица всех нас восклицает: «днесь брашен отрекшися, потщимся делом и прегрешений достойно каятися».

Церковь же заботится равно как о живых, так и о мертвых, и синаксарий субботний, перед сырною неделею, о том свидетельствует: «в сей день божественные Отцы узаконили совершать память всех, от века скончавшихся благочестиво человеков; ибо многие прияли безвременную смерть на странствии, в море, в непроходимых горах, в стремнинах и пропастях и заразах, гладом, от пожаров, на льдах, и в бранях, и от стужи, и претерпели иные всякие смерти; равномерно убогие и немощные не могли воспользоваться пением узаконенных псалмов. По сему святые Отцы, движимые человеколюбием, положили в Соборной Церкви, совершать общую их память; день же избран субботний, ибо суббота значит упокоение, а следующее воскресение посвящено памяти второго Христова пришествия.

Уже на вечерни этой субботы душ, страшно раскрывается перед нами картина последнего суда.

«Страшный суд – заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время Второго Пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1-13, 31-33). Иконография "Страшного суда" складывается в византийском искусстве XI-XII вв. Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые обычно группируют по трём темам: 1) Второе Пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. В композиции Страшного суда иллюстрируются темы, взятые, в основном, из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы. В Страшном суде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства.

Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее Страшный суд входил в систему стенных росписей, как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе.

Наиболее раннее известное нам изображение в иконописи относится к XV в. (икона первой половины XV в. в Успенском соборе Московского Кремля).

В центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя.

Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного суда образам ада. Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана — господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые дьяволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река.

Рай бывает представлен несколькими сюжетами. Сюда относятся: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке.

Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под «Горним Иерусалимом» часто встречается изображение летящих в paй схимников.

Внизу, между сценами ада и рая, изображается прикованный к столбу обнаженный человек — «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».

Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

«Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово…»

«Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе пред Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная будет объята пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся.

Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры… Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, – в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там.

Там добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.

Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам.

Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.

Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с сатаной будет вечно гореть в геенне. Кто преступал запрещение иереев и попирал повеление Самого Бога, тот подвергнется самому тяжкому и ужаснейшему из всех мучений…»

Иконография Страшного суда – одна из замечательных страниц истории церковного искусства, не только и не столько по сложности сюжета, но по тому глубокому воздействию на душу готовящегося вступить на поприще Святой Четыредесятницы христианина: «Приидите, услышите, царие и князи, раби и свободни, грешницы и праведницы, богати и нищи; яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней. И кто претерпит пред лицем Его, егда ангели предстанут обличающе деяния, помышления и мысли, яже в нощи и во дни? О каковый час тогда! Но прежде даже не приспеет кончина, потщися зовущи, душе; Боже, обратив спаси мя, яко Един благоутробен» (Стихира на хвалитех Недели мясопустной).

 

 

m luka

Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Лука, Митрополит Запорожский и Мелитопольский.

Священноархимандрит монастыря святого Саввы Освященного

Полезные статьи

 
Мир создан рационально и гармонично. Настолько рационально и гармонично, что усомниться в его целесообразности  невозможно. Мы все приходим в этот мир, чтобы  уйти из него. Человек рождается, живет в этом...

 
«О правовых нормах и социальных концепциях Русской Православной Церкви в современном мире» В данной статье монаха Антония вы можете узнать:Откуда пошли правовые нормы и общечеловеческие законы? Что такое свобода с...

3-D тур по монастырю

Календарь новостей

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4

suma

 

Сайт Московской ПатриархииСайт Украинский Православной ЦерквиСайт Запорожской Епархии

Собор имени Александра Невского города МелитополяГеоргиевский храм города МелитополяСвято-Троицкий храм города Мелитополя